Художественная доминанта

Художественная доминантаКак и герои Достоевского, герой романа Абэ представляет нам «особую точку зрения На мир и на себя самого». Абэ лишает своего героя физического лица как раз для того, чтобы актуализировать и предельно обострить проблему отношения человека к миру и себе, к собственному «Я». Можно сказать, что феномен самосознания, отмеченный Бахтиным как художественная доминанта построения героя у Достоевского, у Абэ в «Чужом лице» также играет роль художественной доминанты.

Обращаясь к сравнению романа Абэ с повестью Камю «Посторонний», заметим, что в отличие от Абэ, показывающего, как индивид приобретает черты атомизированого эгоцентрика в буржуазном обществе, Камю изображает уже сформировавшегося равнодушного эгоиста. Если Абэ анализировал драматический процесс становления индивидуалистического несчастного сознания, то у Камю мы видим последний рубеж, тупик — фактический распад личности, результат, к которому приводит развитие экзистенциального индивида. В герое Камю процесс присутствует «в снятом виде», поскольку этот герой — наследник вековой индивидуалистической традиции Запада. Ему не требуется маска, Чужое лицо, — он уже давно сросся с этой маской, сам превратился в маску. Его «Я» — это и есть эгоистическое «Я» западного индивидуалиста, для которого не существует таких вопросов, как «что есть моё лицо?» или «что есть моя индивидуальность?». Такие вопросы возникают только тогда, когда человек ощущает себя Глубоко причастным природному и социальному миру, как, например, в Японии. В западном же экзистенциализме онтологизация субъективных переживаний отдельной личности привела к утверждению индивидуалистической Самости как данности, аксиомы. Согласно этой аксиоме, «Я» не только не нуждается в доказательствах собственного существования «Я», но и является точкой отсчёта и единственным критерием истинности всех своих проявлений в мире.

Похожие записи

  • 30.12.2014 Волна мигрантов Впоследствии в эпоху яёй на архипелаг пришла вторая большая волна мигрантов — северные монголоиды, которые за несколько десятков тысяч лет проживания в холодном климате Северного и […]
  • 19.12.2014 Современные международные отношения В феврале 1939 г. в библиотеке находилось 130 тысяч китайских и 30 тысяч японских книг. Почти все они относились к истории древней цивилизации, поскольку цель и средства института […]
  • 13.01.2015 Феодальный способ производства В условиях феодального способа производства крестьяне при всем желании не могли ничего другого предложить. Главную роль в органе самоуправления играли зажиточные крестьяне и «земельные […]
  • 27.01.2015 Сухой метод К 1860-м годам дагерротипы сменились фотографией, которая печаталась «сухим методом» и стала массовым явлением. К началу XX века фотография и офсетная печать окончательно вытеснили на […]
Интересные записи

Copyright © 2014. All Rights Reserved.