Взаимодействие Востока

Взаимодействие ВостокаКак и многие другие исследователи, Юнг задавался вопросом: возможно ли взаимодействие Востока и Запада? Различия между ними, по его мнению, столь велики, что для такого взаимодействия не видно разумных оснований. «Нельзя соединить огонь и воду. Духовный склад Востока отупляет западного человека и наоборот. Лучше принять конфликт таким, каков он есть — ведь если вообще существует решение, то лишь иррациональное». Скептицизм Юнга относительно возможности взаимопонимания между восточным и западным стилями мышления вполне оправдан. То, что западный человек постигает с помощью разума и логики, по восточным меркам считается лишь одной из оболочек истины.

Восток не знал эстетики как отдельной теории, она вырастала из одного корня —Дао , Пути. Дао — это не постижимый разумом принцип мироздания, суть которого состоит в непрерывном отрицании созданных им самим форм, в постоянной текучести и изменчивости. На наличие Дао может указать только символ. Самый близкий Дао символ — это Природа с ее чередованием времен года, атмосферных явлений, расцветом и увяданием, пробуждением и замиранием. Человек как малая часть природы чувствует и воспринимает эти метаморфозы сердцем. Сердце, воспринявшее движение Дао В ритмах Природы, исполнено её подвижного очарования и стремится выразить его.

Японские живописцы-теоретики воспроизводили китайские труды о живописи и каллиграфии, трактующие сердце как источник, корень искусства. Но особенно настойчиво роль сердца подчёркивают мастера чайного искусства — Та — кэно Дзёо, Мурата Сюко и Сэн-но Рикю, подробно рассматривающие «сердце» в двух его ипостасях — как чувствующий и мыслящий и как физический, телесный орган . Заметим, что ещё древние даосы и конфуцианцы считали терпкую чайную горечь полезной и для бодрости ума, и для ритмичной работы сердечной мышцы. На сердце как на ментально-сенситивный центр творчества указывали также основоположники театрального искусства Но и основатели чайного ритуала Пьяною. «В духовных школах таким центром мыслили духовное сердце как средоточие человеческих и вселенских энергий, — пишет о сходных идеях в исихазме И. А. Герасимова. — "Сведение ума в сердце” в исихазме означало образование единой структуры “ум-серце”. Самособранность духа обретает качество подвижной неподвижности, пребывания в состоянии покоя-напряжения, расслабления-концентрации, непроизвольно-произвольного внимания».

Похожие записи

  • 29.12.2014 Облик дракона И еще в Кайюань прежде засуха, и император возносил моления о дожде, говоря: «Воистину, если хоть над одним сосудом появится облик дракона, то может пойти дождь». В императорском указе […]
  • 14.02.2015 Духовная дисциплина Что касается танцующих бодхисаттв, то в буддизме танец рассматривается как определенная духовная дисциплина, это ритуальный акт, приводящий к состоянию освобождения. А играющие на […]
  • 03.01.2015 Посетители китайских ресторанов Также важно, что посетители китайских ресторанов могли видеть, как чай заваривается и подаётся на стол. Способы приготовления напитка, церемония питья с особыми приёмами оценки качества […]
  • 05.12.2014 Синтоистские божества Хатиман одним из первых синтоистских божеств стал почитаться как «бодхисаттва» . Японские письменные источники сообщают, что титул бодхисаттвы Хатиман получил в 781 г. Согласно записи 2-го […]
Интересные записи

Copyright © 2014. All Rights Reserved.