Средневековая литература

Средневековая литератураРазличие в понимании отношения «человек-природа» на Западе и в Японии весьма тонко проанализировала И. А. Боронина на примере японской средневековой литературы. Развивая позицию русского японоведа Сергея Елисеева, заметившего, что «японец не олицетворял природы, он жил её настроениями, не внося в неё своих чувств», Боронина уточняет, что персонификация все же была, но весьма особенная. «Бесспорно, — пишет она, — это была персонификация иного рода, отличная от западноевропейской. Если последняя является результатом художественного отвлечения от предмета, то олицетворение природы в японской литературе есть следствие слияния художника с изображаемым».

Иными словами, в паре «человек-природа» западная мыслительная и художественная традиция однозначно помещает на первое место человека, считая природу хотя и важным, но второстепенным по отношению к нему персонажем. Напротив, в духовной традиции Японии природа — гораздо более значимый и активный компонент. На большом количестве примеров, взятых из классической японской литературы, И. А. Боронина демонстрирует, насколько японец «вписан» в природу, как изображение его чувств и эмоций легко замещается живописанием состояния окружающей среды. «Нередко картины природы <…> как будто выражают смысл происходящего, либо предваряют то, что должно случиться с героями произведения». Многие сюжетные ходы, судьбы героев оказываются соотнесенными с природными сезонными изменениями.

Похожие записи

  • 29.12.2014 Токийские литографы В 1885 году была создана Гильдия токийских литографов, То:кё: Сэкихан Инсацугё: Кумиаи, в которую входило 96 членов. Все члены Гильдии были издателями. Это не случайно: из-за простоты […]
  • 10.12.2014 Переустройство японского государства Эпоха Мэйдзи была временем коренного переустройства японского государства и общества на всех его уровнях и во всех структурах. Страна, которую западные государства принудили выйти из […]
  • 09.12.2014 Божественное знамение В период Камакура Хатиман становится популярным среди военного сословия. Об этом свидетельствует частое упоминание имени божества в военных повестях Гунки. Например, в «Муцу ваки» , когда […]
  • 09.12.2014 Удел женщины Уделом женщины традиционно считалось воспитание детей и ведение хозяйства, т. е. дела домашние, внутренние, дела же внешние предназначались для мужчин. С наступлением эпохи Мэйдзи и […]
Интересные записи

Copyright © 2014. All Rights Reserved.