Сердце художника

Сердце художникаЧерез сердце художника проходят те бесчисленные тонкие перемены бесконечной реальности, частью которых он сам является и которые он может воплотить только в символическом виде. Хотя и не всегда явно, даосизм присутствовал в миросозерцании всякого японского художника и находил выражение в разных видах традиционного искусства. Само общее понятие традиционного искусства — Гэйдо содержит иероглиф Дао. Например, Кадо — искусство стихосложения, Садо—искусство чайного ритуала, Ногакудо — искусство театра Но, и т. д.

Главными «поэтами Гэйдо» являлись основоположники даосизма Лао-цзы и Чжуан-цзы, чьи тексты почитаются в дзэн-буддизме так же, как «Ланкаватара-сутра» и «Сутра помоста Шестого патриарха». Эти поэты-философы мастерски воспевали красоту ускользающих образов природы в афористически-художественной форме. В их текстах Дао Уподобляется то «вратам бессчётных утончённостей», то «подвижной тени», то сети, улавливающей всех в свои ячейки. Изначальными образцами эстетических трактатов на Дальнем Востоке можно считать книги «Дао-дэ-цзин» и «Чжуан-цзы», в которых заложена вся традиция Гэйдо.

С даосизмом связано и понимание роли художника не как автономного «творца», а как транслятора тонких метаморфоз Дао. Художник не творит, а пропускает бесконечную цепь превращений через своё сердце. Он улавливает их ритм, запечатлевает их тень, их след — в слове, жесте, иероглифе, пейзаже, полёте стрелы, взмахе меча. Вот почему многие произведения японского искусства эпохи средневековья анонимны: не выпячивать «Я» — это норма.

Похожие записи

  • 21.11.2014 Название флейты Уточним, что название флейты родилось из сочетания Суйтэки-но кэйко — «упражняться, дуя в флейту», а затем закрепилось за самим инструментом. Война закончилась, но отряд продолжил […]
  • 25.11.2014 Нравственные ориентиры Показательно, что и в «Постороннем», и в «Чужом лице» крайний индивидуализм Внутреннего мира героев оборачивается актом насилия во Внешней, реальной жизни. При этом Камю вовсе не обвиняет […]
  • 26.11.2014 Придворные банкеты Состав хэйанского придворного оркестра — это инструменты китайских оркестров придворных банкетов и торжеств, хотя японская придворная музыка и получила название Гагаку, что по-китайски […]
  • 22.11.2014 Индийские патриархи Работа И Сина над календарем стала одной из двух вершин его деятельности. В девятом году с девизом правления Кайюань по императорскому повелению И Син приступил к работе — и через шесть […]
Интересные записи

Copyright © 2014. All Rights Reserved.