Религиозно-философская практика

Религиозно-философская практикаВ религиозно-философской практике многих народов непосредственное индивидуальное знание человека о мире являлось весьма существенным. Вспомним учение Каббалы, практику переживания единения с Божественным в суфизме, идеал Дао-человека в древнекитайской философской практике, ведическое представление об Атмане, буддийское учение о Дхармакае. В христианском учении также большое внимание уделялось становлению «внутренней личности» . Именно религиозный опыт духовных наставников свидетельствует об органической, теснейшей связи состояний ума и тела. Практика аскетической жизни являлась одним из действенных средств совершенствования и одухотворения «внутреннего человека», открытого для Бога и мира в добромыслии и добро — деятельности. В этом было его отличие от «внешнего человека», соблюдающего религиозные правила на чисто формальном уровне, что никак не меняет мир к лучшему.

Но и в обычной, так сказать, профанной, жизни мы часто оказываемся в ситуации, когда надо действовать «всем телом», не раздумывая, в рамках «аутопоэзиса» — самосози — дания и одновременно самопознания, в едином «жизненном акте». В этот момент истина жизни становится нашим внутренним переживанием. «В режиме актуального бытия, когда нет времени для логического анализа, именно тело тонким изменением своего состояния показывает, что следует говорить и делать, а что нет». Таковы ситуации выбора в экстремальных условиях, ситуации поединков в боевых искусствах, ситуации общения в непредсказуемых обстоятельствах.

«Телесный разум» важен и в ситуациях обучения мастерству, когда дискурсивной инструкции совершенно недостаточно, чтобы овладеть сложным навыком. В таких случаях мастер обучает не только и не столько словом, сколько собственным примером, буквально «вживляя» своё знание-умение в целостное, телесно-разумное бытие ученика.

Наиболее полно представление о роли невербализуемой основы мироздания и человека реализуется в учении буддизма Дзэн . Согласно этому учению, переживание синхронности индивидуальной жизни и природного континуума, приводящее к Сатори — просветлению, есть акт преображения индивида, обретения им нового качества. Хотя подобное состояние является итогом Внутреннего переживания буддийского монаха, опытный мастер Дзэн по мельчайшим, ему одному видимым нюансам поведения может оценить меру его преображения. Наличие невербализуемого истинного знания является аксиомой для адепта Дзэн, и способ передачи такого знания берёт начало от «цветочной проповеди» Шакьямуни, когда он в ответ на вопрос ученика об истинной природе молча показал ему цветок.

Похожие записи

  • 05.11.2014 Первый посланник в России Первый посланник в России, Эномото Такэаки, впоследствии стал одним из самых знаменитых министров иностранных дел конца XIX века. Эномото был самураем клана Току - гава, однако благодаря […]
  • 21.11.2014 Название флейты Уточним, что название флейты родилось из сочетания Суйтэки-но кэйко — «упражняться, дуя в флейту», а затем закрепилось за самим инструментом. Война закончилась, но отряд продолжил […]
  • 25.11.2014 Нравственные ориентиры Показательно, что и в «Постороннем», и в «Чужом лице» крайний индивидуализм Внутреннего мира героев оборачивается актом насилия во Внешней, реальной жизни. При этом Камю вовсе не обвиняет […]
  • 04.11.2014 Костяные иглы Например, на стоянке Чжоукоудянь наряду с костными останками человека современного типа найдены многочисленные подвески, костяные иглы с просверленным ушком, следы охры и каменные орудия […]
Интересные записи

Copyright © 2014. All Rights Reserved.