Нравственные ориентиры

Нравственные ориентирыПоказательно, что и в «Постороннем», и в «Чужом лице» крайний индивидуализм Внутреннего мира героев оборачивается актом насилия во Внешней, реальной жизни. При этом Камю вовсе не обвиняет Мерсо, поскольку не видит положительных нравственных ориентиров в окружающей действительности, которые бы можно было противопоставить безудержному и в то же время равнодушному своеволию героя. Что же касается Абэ, то он в равной степени отрицает и насилие общества над человеком, и экзистенциальную свободу личности, при которой она, терзаясь сама, закономерно приходит к террору против всего мира.

С середины XX в. в европейской философии появились исследования, посвященные традиционно находившейся в тени области индивидуального, недискурсивного знания, лежащего в основании самоощущения любого живого существа, но осознаваемого только человеком. В философии феноменологии, экзистенциализма, а также в новейших исследованиях радикального конструктивизма, философии аутопоэзиса, кибернетической эпистемологии постепенно обозначилась проблема несводимости разума человека к его коммуникативному, дискурсивному, социальному измерению. По сути дела, это была попытка сформулировать альтернативу взгляду на истинное знание как на текст, транслируемый в неизменном виде вне зависимости от качеств его носителей и средств коммуникации. В рамках данной традиции живой человек как конечное и соматическое существо не признавался в качестве независимого творца знания о мироздании. Его чувственный опыт в лучшем случае рассматривался как некая «подпорка» для теоретизирующей функции разума.

Начиная с Аристотеля в западной философии человек с его внутренним миром, как и всё окружающее его, был объектом безличностного научного знания. Постепенно из враждебной человеку среды обитания мир превратился в огромную мастерскую, в средство доставления телесного и душевного комфорта — источник полезных ископаемых, пищи, кислорода, а также впечатлений. По отношению к миру человек неизменно находился в позиции стороннего наблюдателя, чьи индивидуальные особенности никак не соотносились с качествами этого мира и не могли влиять на его характеристики.

Похожие записи

  • 26.11.2014 Придворные банкеты Состав хэйанского придворного оркестра — это инструменты китайских оркестров придворных банкетов и торжеств, хотя японская придворная музыка и получила название Гагаку, что по-китайски […]
  • 22.11.2014 Индийские патриархи Работа И Сина над календарем стала одной из двух вершин его деятельности. В девятом году с девизом правления Кайюань по императорскому повелению И Син приступил к работе — и через шесть […]
  • 21.11.2014 Название флейты Уточним, что название флейты родилось из сочетания Суйтэки-но кэйко — «упражняться, дуя в флейту», а затем закрепилось за самим инструментом. Война закончилась, но отряд продолжил […]
  • 19.11.2014 Чужестранные корабли На фоне именно таких событий в 1807 г. свету предстал новый труд Сугита Гэмпаку: «Размышления о чужестранных кораблях». Свои «размышления» автор оформляет в стиле философской беседы с […]
Интересные записи

Copyright © 2014. All Rights Reserved.