Комплекс иллюзий

Комплекс иллюзийТема смерти, неумолимой и всепобеждающей, — одна из центральных в творчестве экзистенциалистов. «Вообразите, что перед вами множество людей в оковах, — писал когда-то Паскаль, — и все они приговорены к смерти, и каждый день кого-нибудь убивают на глазах у остальных, и те понимают, что им уготована та же участь, и глядят друг на друга, полные скорби и безнадёжности, и ждут своей очереди. Такова картина человеческого существования». Люди живут на свете, чтобы умереть, считает Хайдеггер; их повседневность есть лишь комплекс иллюзий и лжи, поэтому действительное существование возможно только при осознании бытия как небытия; человек брошен в чуждый и враждебный ему мир, и единственное, что ему остаётся, — свобода смерти, вознаграждающей его за скорбь жизни. В подлинной жизни, согласно Камю, царят абсурд и отчуждение; объединить людей может лишь страдание, которое отвлечёт от трагического сознания абсурда и страха перед будущим.

Герои японского и французского писателей — крайние индивидуалисты. Их сознание ориентировано на абсолютную личностную свободу, это сознание субъекта, ставящего свои прихоти превыше всего. Сама логика такого сознания неизбежно приводит индивида к совершению убийства.

Однако японский экзистенциальный герой представляется человечнее своего западного собрата. Он глубоко страдает от утраты «тропинки к людям». Его решение надеть маску сопровождается нравственными терзаниями, он остро переживает крах своих отношений с женой. И если бесчувственный Мерсо совершает убийство почти автоматически, то герой Абэ останавливается на пороге злодеяния. Автор не доводит до конца экзистенциальную метаморфозу и как бы оставляет герою возможность вернуться в общество и выйти на стезю человечности.

Похожие записи

  • 05.11.2014 Первый посланник в России Первый посланник в России, Эномото Такэаки, впоследствии стал одним из самых знаменитых министров иностранных дел конца XIX века. Эномото был самураем клана Току - гава, однако благодаря […]
  • 21.11.2014 Название флейты Уточним, что название флейты родилось из сочетания Суйтэки-но кэйко — «упражняться, дуя в флейту», а затем закрепилось за самим инструментом. Война закончилась, но отряд продолжил […]
  • 25.11.2014 Нравственные ориентиры Показательно, что и в «Постороннем», и в «Чужом лице» крайний индивидуализм Внутреннего мира героев оборачивается актом насилия во Внешней, реальной жизни. При этом Камю вовсе не обвиняет […]
  • 04.11.2014 Костяные иглы Например, на стоянке Чжоукоудянь наряду с костными останками человека современного типа найдены многочисленные подвески, костяные иглы с просверленным ушком, следы охры и каменные орудия […]
Интересные записи

Copyright © 2014. All Rights Reserved.