Французская культура

Французская культураВероятно, можно обнаружить и другие примеры, свидетельствующие о знакомстве русской ученой общественности с сочинением Шарлъвуа. Представляется, что важно учитывать два фактора. Во-первых, это значение, которое имел французский язык и французская культура в XVII-XVIII вв. в Европе, и в России в частности. Во-вторых, то, что в XVII-XVIII вв. Франция занимала главенствующее положение в мировой картографии, французские специалисты служили при русском императорском дворе и занимались, в частности, картографированием восточной части России. Внимание русских мореплавателей к сочинению Шарлъвуа связано не только с тем, что издание включало несколько карт и планов, но и с тем, что в историографии он уделил большое внимание характеристике и анализу существовавших в его время космографий, атласов и карт.

И хотя в русской историографии XVIII — начала XIX в. отношение к «Истории Японии» Шарлъвуа было неоднозначным, все же ее читали, на нее ссылались. Однако уже в конце XIX в. она практически была выведена из научного оборота российских историков.

В западной историографии сочинение Шарлъвуа сохраняет свое научное значение вплоть до конца XX в. Одно из упоминаний, заслуживающих внимания, касается островов Золота и Серебра, которые искали испанские и голландские мореплаватели с XVI в. В статье, посвященной истории поиска загадочных островов, Эдмон Шасиньё писал, что исследователи располагали эти острова, своего рода «фантомы», в разных частях Тихого океана, и даже к концу XIX — началу XX в., когда Тихий океан уже был изучен и достаточно точно картографирован, проблема загадочных островов по-прежнему оставалась нерешенной. Он отмечал, что Шарльвуа подчеркивал существование искомых островов на востоке японского архипелага и писал, что «японцы очень ревнивы, и никому не позволяли познакомиться с островами <…>. Правда состоит в том, что японцы во все времена были более внимательны и не допускали ни одного корабля к своим берегам». Шасиньё также указывает, что в одном из томов «Истории Японии» есть карта Беллина с изображением Гинсима и Кинсима. Любопытно, что задача поиска островов была поставлена перед И. Ф. Крузенштерном в 1802 г. Он писал: «Граф Николай Петрович Румянцев, при отправлении нашем из России, снабдил меня наставлением для искания того острова, которого в прежние времена уже искали испанцы и голландцы многократно. Открытие оного и поныне весьма сомнительно. Оно утверждается на одних древних, может быть баснословных, повествованиях. Испанцы, услышав, что на востоке от Японии открыт богатый серебром и золотом остров, послали в 1610 г. корабль из Акапулько в Японию с предписанием найти на пути сем оный остров и присоединить к их владению. Предприятие сие было не удачно.

Похожие записи

  • 02.02.2015 Популярное синтоистское божество Сумиёси Мёдзин — популярное синтоистское божество. Среди основных его функций — защита мореплавателей и рыбаков, помощь в создании семьи и деторождении, покровительство поэзии. Не все […]
  • 15.12.2014 Хозяйство фермеров Уже к 1910 г. японцы стали единственной многочисленной группой рабочих на полях Калифорнии. С 1910 по 1920 г. число ферм, находившихся под управлением японцев в Лос-Анджелесе, увеличилось […]
  • 30.11.2014 Коэффициент корреляции В целом коэффициент корреляции между оценками жителей Камчатки и Хоккайдо низкий и лишь немногим выше, чем между оценками российских и японских респондентов в целом. Иначе говоря, в своих […]
  • 27.12.2014 Инновации материальной культуры человека Рассмотрим инновации материальной культуры человека современного типа в ходе наступления эпохи верхнего палеолита в Восточной Азии. По приведенным выше генетическим данным наиболее […]
Интересные записи

Copyright © 2014. All Rights Reserved.